cross
3.12.13

Храм на новом кладбище хотят достроить

Возведённый до крыши и купола храм-часовня у главной аллеи на новом городском кладбище уже несколько лет остаётся недостроенным, что приводит к преждевременному износу здания

О причине недостроя «Победа» спросила у протоиерея Михаила Сытенко, настоятеля храма Всех Святых на старом кладбище.

– Наше кладбище было закрыто ещё в 1977 году, – рассказал отец Михаил. – Новое кладбище с тех пор стало очень большим, и с каждым годом оно постоянно растёт. Недавно к нему добавилась большая территория на годы вперёд. В этот тихий «город мёртвых» – по-гречески «некрополь» – неизбежно переселяются жители нашего шумного города живых, и мы все когда-нибудь там будем. С годами всё больше и больше растёт потребность в молитвах за усопших и упокоившихся здесь крещёных православных христиан, отпеваниях, поминальных требах и литургиях в родительские субботы. Всё это должно совершаться в храме, а не в неосвящённом и не предназначенном для богослужений помещении морга. Это неправильно. В старину покойников оставляли на ночь в храме, чтец или диакон всю ночь читал над ним Псалтирь, и, конечно, эту благочестивую традицию надо возрождать. Там всегда должны возноситься к Богу молитвы и звучать колокольный звон.

Отец Михаил напомнил, что несколько лет назад, когда он был благочинным феодосийского церковного округа, один из предпринимателей обратился к нему с предложением построить на кладбище храм в честь почитаемой римской диаконисы великомученицы Татианы, пострадавшей за веру в 226 году при императоре Александре Севере. Благочинный с радостью согласился, а храмоздатель своё обещание выполнил процентов на 80 – 85, построив фундамент и стены будущей церкви. Однако два года назад строительство прекратилось из-за финансовых сложностей.

Собственно говоря, для освящения храма и начала богослужений осталось не так уж и много – устроить кровлю, возвести купол и выполнить столярные и отделочные работы. По словам отца Михаила, вопрос сейчас упирается в довольно дорогостоящие металлоконструкции и их монтаж. На закупку металла требуется примерно 200 тысяч гривен, ещё 100 тысяч нужно заплатить монтажникам. Металлобазы, которые готовы поставлять металл и изготавливать конструкции по самой минимальной цене, в Феодосии есть, специалисты по монтажу и техника – тоже. Чтобы купить металл и начать варить конструкции, нужна даже не вся сумма сразу, а хотя бы 50 тысяч гривен. В Феодосийском регионе сейчас насчитывается более 100 тысяч жителей, и очень многие из них в той или иной мере считают себя православными. Значит, для возобновления завершающей стадии строительства им нужно пожертвовать всего по 2 – 3 гривны.

Отец Михаил напомнил, что оба безвременно ушедших из жизни градоначальника Феодосии поддерживали строительство, но не успели довести начатое до конца. Теперь места их последнего упокоения находятся рядом с будущим храмом. Администрация кладбища тоже приветствует идею и, чем может, содействует. По словам благочинного отца Антония Репина, достройку благословил и митрополит Феодосийский и Керченский Высокопреосвященнейший Платон. Значит храм-часовня во имя св. Татианы обязательно будет построен.

В кладбищенской церкви, рассчитанной на несколько десятков молящихся, все священники города будут по очереди служить панихиды и несколько раз в году в родительские дни совершать литургии. Отдельного прихода, ввиду удалённости от жилых районов там, скорее всего, не будет.

  Справка

Традиция строить кладбищенские храмы – почти столь же древняя, как и само христианство. Вероятно, уже вскоре после страшного Неронова гонения в 64 году римские христиане стали бережно собирать останки погибших мучеников, хоронить в каменоломнях и там тайно совершать по ночам на их гробах главное богослужение – литургию. С тех пор в каждом православном храме таинство Евхаристии совершается на напрестольном плате – антиминсе, в котором зашита частица мощей почивших святых.

Первые храмы христиане тоже стали строить на кладбищах ещё во времена гонений в Римской империи. Дело в том, что имперская власть тогда чрезвычайно не любила всякого рода негосударственные общественные организация, а христианские общины, с юридической точки зрения, таковыми и были. В этом заключалась одна из причин гонений на христиан. Империя мирилась только с одной формой подобных сообществ – погребальными коллегиями, которые были очень укоренены в римской и греческой культурах. Люди объединялись в сообщества по территориальному или цеховому признаку, платили членские взносы, покупали участки на кладбищах или целые погосты, отмечали поминки и могли твёрдо рассчитывать на то, что их достойно похоронят, а за могилами будут ухаживать. От эдикта Траяна в начале II века и до Миланского эдикта о веротерпимости святого равноапостольного Константина Великого в 313 году христианство было безусловно запрещено, но в более спокойные времена христианские общины-церкви могли полуподпольно существовать именно в форме погребальных коллегий. У христиан были свои кладбища (киметирии), на которых впервые появились полулегальные храмы, как отдельные культовые здания, возведённые, вероятно, под видом каких-нибудь хозяйственных построек. Некоторые толерантные императоры закрывали на это глаза, но в периоды ужесточения гонений христианские кимитерии закрывались, а кладбищенские храмы безжалостно разрушались. Позже в христианских государствах храмы обязательно строили на всех более-менее больших и старых погостах.

http://www.newpobeda.org/

Павел ПЕТРОВ.

Ключевые слова: Панихида
Ваш комментарий успешно отправлен.
После проверки модератором, он станет виден на сайте.
Новый комментарий:
Найти
День в календаре