10250-350
14.10.13

Самый русский праздник

14 октября Русская Православная Церковь с огромным почётом молитвенно чествует Покров Пресвятой Богородицы

Этот день не считается двунадесятым – одним из двенадцати, не считая Пасхи, главных христианских праздников. Он не связан непосредственно с евангельской историей, и ни у единоверных нам православных греков, ни, тем более, у римо-католиков не отмечается. Зато в Русской Православной Церкви этот праздник особо почитается в течение уже почти целого тысячелетия.

 

В начале X века в знаменитом Влахернском соборе Константинополя (по-русски Царьграда, ныне Стамбула) бережно и благоговейно хранилась риза (одежда) Пресвятой Богородицы, Ее головное покрывало-мафорий и часть пояса, перенесённые туда ещё в середине V столетия из Палестины. В 910 или 911 году (тогда новолетие начиналось с 1 сентября) в правление византийского императора Льва VI Философа Царский город осаждало большое войско язычников. Скорее всего, это были дружины воинственных и свирепых варягов-норманнов из Киевской Руси. По крайней мере, из летописной Повести временных лет известно, что варяги под предводительством скандинава Хелга, известного у нас под именем основателя древнерусского государства Вещего Олега, ходили на двух тысячах ладьях грабить Константинополь, и именно тогда князь прибил свой щит к городским воротам, а в 911 году его посольство прибыло в столицу Ромейской империи с не очень дружественными намерениями для заключения выгодного русским язычникам договора.

14 октября по новому григорианскому стилю во Влахернском храме шло всенощное бдение с молитвами об избавлении от супостатов. Как всегда церковь была заполнена молящимися. По своему обыкновению там был и святой Христа ради юродивый, пленный славянский раб Андрей – вероятно, из уже принявшей полвека назад христианскую веру Болгарии (его память отмечается на следующий день после Покрова 15 октября). В четвёртом часу ночи он вдруг увидел шествовавшую по воздуху в окружении ангелов Пресвятую Владычицу, озарённую неземным светом и сопровождаемую Предтечей Господним Иоанном-Крестителем и апостолом-евангелистом Иоанном Богословом. Богородица, преклонив колена пред святым престолом в алтаре, слёзно молилась о православных христианах, а затем сняла со Своей главы покрывало (омофор, или мафорий), которое «сияло паче лучей солнечных», и распростёрла его над всеми прихожанами. Поражённый Андрей тихо спросил своего ученика блаженного Епифания: «Видишь ли, брат Царицу Небесную?». «Вижу, отец мой, и ужасаюсь», – благоговейно прошептал ученик. Остальные молящиеся не были удостоены созерцания Божией Матери, но вскоре после этого чудесного явления неприятельские войска ушли от Константинополя и стольный христианский град был избавлен от разграбления.

Минуло всего несколько десятилетий и вера Христова просияла в Киевской Руси. А по прошествии столетий Покров стал особо, сугубо русским и поистине всенародным праздником. Впервые около 1164 года его ввёл во Владимиро-Суздальском княжестве святой благоверный князь Андрей Боголюбский, сын основателя Москвы Юрия Долгорукого и внук, пожалуй, лучшего и благочестивейшего русского князя Владимира Мономаха. По преданию, он читал житие святого константинопольского юродивого Андрея и был глубоко впечатлён описанием чудесного явления Божией Матери. Вскоре, в 1174 году великий князь, которого иногда называют первым русским самодержцем, стал страстотерпцем и, можно даже сказать, мучеником за веру – его предательски и жестоко убили разноплемённые заговорщики в отместку за выдачу на расправу в Киев богомильствующего еретического епископа Федорца, которого казнили за святотатство на Песьем острове – вероятно, современной Хортице. Боголюбивый князь погиб (Церковь канонизировала его вначале XVIII века), но замечательный праздник Покрова остался у нас навсегда.

Лучшие и самые красивые храмы Руси освящались в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Среди них – две драгоценные жемчужины древнерусского зодчества и официально признанные ЮНЕСКО шедевры мировой архитектуры: церковь Покрова-на-Нерли и Покровский собор на Красной площади в Москве. Первую в стране Покровскую церковь у берега дотоле ничем не примечательной речки Нерль построил в 1165 году всё тот же Андрей Боголюбский. Когда-то в XVIII столетии её хотели снести, но, видимо, Богородица уберегла. Не тронули её и в советское время, наоборот тогда она получила статус национального историко-культурного достояния. И по сей день на Нерли нерушимо стоит этот небольшой древний храм – истинное украшение не только необъятной Русской земли, но и всей нашей маленькой и хрупкой планеты Земля.

Ещё примерно через 400 лет, в 1552 году, первый русский царь Иоанн Васильевич Грозный перед походом на Казанское ханство дал обет построить в Москве большой храм во славу святого или праздника, в день памяти которого будет одержана решительная победа. Штурм Казани начался 1/14 октября, поэтому царь приказал воздвигнуть возле Кремля величественный храм-крепость в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Лучшие русские зодчие Барма и Постник (а, вероятнее, это был упоминаемый в письменных источниках псковский умелец- Постник Яковлев по прозвищу Барма) за шесть лет создали нечто невероятное. Согласно популярной, но никак не подтверждённой историческими источниками легенде, Иван Грозный приказал ослепить храмоздателей, чтобы они не смогли построить ничего более совершенного. Это, конечно, миф. По крайней мере, тот же Постник Яковлевич Барма и в дальнейшем украшал страну своими замечательными творениями, например, строил Казанский кремль. Московский Покровский собор был возведён на месте старой церкви Троицы-во-Рву, в которой незадолго до взятия Казани, летом 1552 года, был погребён весьма почитаемый на Руси Христа ради юродивый Василий Блаженный (Нагой). Покровский храм сразу же стал местом паломничества верующих к могиле этого святого, поэтому москвичи с давних пор стали называть его собором Василия Блаженного. Под таким названием он и сейчас известен всему культурному миру.

Но как бы ни почитали Покров великие князья и цари, этот день с незапамятных времён стал поистине народным и всеми любимым празднеством. Об этом свидетельствует даже топонимика: в XIX веке, до революционных переименований, практически в каждой приличной по размерам волости были сёла Покровское, Покровка, Новопокровка, названные так в честь своих приходских храмов. Особым почитанием Покров издавна пользуется у казачества – можно сказать, что это главный казачий праздник. Народ связывал омофор Божией Матери со свадебным покрывалом невесты, поэтому большинство свадеб в Росси играли на Покров и в послепокровские дни. Урожай к тому времени уже был собран, и появлялось свободное время и обильные яства для брачных пиров. К этому дню в средней полосе России снег обычно уже устойчиво «покрывал» землю. Значит, появлялась надежда на новый хороший урожай и будущее благополучие. Об этом и молились Небесной Заступнице в день Покрова.

 

Павел ПЕТРОВ

 

Материал предоставлен редакцией газеты «Победа»

 

http://www.newpobeda.org/.

Ваш комментарий успешно отправлен.
После проверки модератором, он станет виден на сайте.
Новый комментарий:
Найти
День в календаре