масленица 2
10.03.13

Масленица: от язычества к христианству

Закончилась зима, приближается 49-дневный Великий Пост, который предваряет Мясопустная, или Сырная седмица (неделя), больше известная как широкая разгульная Масленица.  

История Православия на Руси – это летопись многовекового преодоления и переосмысления глубоко укоренившихся в народе древних языческих верований, суеверий, обычаев и обрядов. В Масленице пережитки язычества особенно заметны – сильнее и глубже они проявляются разве что в Святки и в праздник Рождества Иоанна Предтечи. Может быть, именно поэтому неделю, то есть воскресенье, перед Сырной седмицей Церковь посвящает напоминанию о грядущем Страшном Суде. 

Весёлый народный праздник проводов зимы и встречи весны когда-то в незапамятные времена имел для непросвещённых Благой Вестью (Евангелием) славян очень важное и, видимо, весьма разностороннее религиозно-сакральное содержание. Из-за практически полного отсутствия надёжных письменных источников разгадать магический смысл праздника сегодня не в силах ни академическая историческая наука, ни, тем более, ссылающиеся на некие тайные знания современные неоязычники-«родноверы». Мы не знаем и, наверное, никогда уже не узнаем ни исконного названия Масленицы, ни точных сроков её празднования в дохристианскую эпоху, ни имён божеств, которым она посвящалась. Некоторые предположения и выводы можно делать лишь на основе плохо сохранившихся масленичных обрядов.

Исторические корни этого народного праздника, несомненно, уходят в глубочайшую древность. Схожие по обрядам и проводимые примерно в то же время европейские маскарады (mascara – маска), которые в христианскую эпоху стали называться карнавалами (лат. carne, vale! – мясо, прощай), позволяют уверенно предположить, что «пра-Масленица» отмечалась ещё в дославянский период. На время индоевропейской общности указывают культ огня, повсеместно заметный в масленичных обрядах, и сохранявшийся на русском Севере ещё в XIX веке архаичный обычай воздаяния почестей быку – священному животному ариев. А популярная в эти дни медвежья тема – вывернутые мехом наружу тулупы, звериные маски-личины («хари» и «страшилы»), скоморохи с дрессированными топтыгиными – свидетельствует в пользу почти первобытной эпохи тотемных верований. Основываясь на явных признаках медвежьего культа, некоторые исследователи считают Масленицу отколовшейся после введения христианского пасхального календаря частью мистерий весеннего равноденствия, посвящённых не только солнцу, но и пробуждению после зимней спячки тотемного зверя-прародителя.

Обычаи Масленицы разнообразны и внешне довольно противоречивы, что весьма затрудняет понимание её первоначального смысла и содержания. Но всё же особенно явственно присутствуют в них признаки поминального культа (не зря перед Масленицей Церковь отмечает Вселенскую родительскую субботу – день поминовения предков и всех усопших христиан). Обязательные для Масленицы блины были когда-то (да и теперь ещё остаются) главной ритуальной поминальной едой славян. Те же функции в древности выполняло и пиво, которое в старину на Масленицу варили в складчину все жители деревенских общин. Массовые и жестокие молодецкие забавы «на кулачках», редко обходившиеся в средневековой Руси без смертоубийств, были не чем иным, как пережитком древних кровавых ритуальных сражений молодых воинов или пленных у погребального костра на тризне по знатному покойнику – фактически разновидностью кровавых человеческих жертвоприношений. Позже нешуточные кулачные бои сменились шуточными атаками на снежные крепости и весёлыми перестрелками снежками. Их участники даже не подозревают, что эти невинные забавы произошли от смертельных битв у священных костров-крад, на которые рядом с усопшими укладывали тела погибших славянских гладиаторов. У славян-язычников убийство соплеменников в ритуальном бою не считалось преступлением, и после поминальных побоищ выжившим было достаточно попросить прощения у родичей погибших, подкрепив такое «покаяние» символическим подарком в качестве выкупа. Возможно, остатки этого забытого древнейшего обычая (уже переосмысленного в христианском духе) и поныне сохраняются в Русской Православной Церкви в особом послемасленичном чине вечернего богослужения Прощёного воскресенья. Отголоски кровавых человеческих жертвоприношений в празднике Масленицы можно легко обнаружить в обрядах сожжения, растерзания, утопления, сбрасывания с горы соломенных чучел Костромы и Морены (вероятно, языческих божеств зимы и смерти). Нередко символическому «убиению» подвергались обряженные в чучела девицы и парни. Всё это указывает на то, что в дохристианские времена «пра-Масленица», скорее всего, была главным ежегодным поминальным праздником славян, совмещённым с поклонением медведю и солнцу.

Хорошо известно, что в древности ни одно, даже самое мрачное и свирепое языческое празднество нигде не обходилось без буйных проявлений всенародного ликования. С течением времени жуткое содержание языческих мистерий забылось, а безудержное веселье осталось. Масленица стала радостным и вполне безобидным праздником. Люди просто встречали весну, катались на санках, играли в снежки, прыгали через огонь, объедались блинами, ходили в гости к родственникам (в пятницу на тёщины вечёрки, а в субботу на золовкины посиделки) – в общем, всячески радовались скоропреходящему земному бытию. Впрочем, нередко радость бывала несколько чрезмерной, и тогда в первые, самые строгие дни Великого Поста некоторым гулякам приходилось справлять «немецкую масленицу», или, проще говоря, похмеляться. О наиболее усердных говорили, что они «пили на Масляну, а ломало и на Радоницу».

Во времена Московской Руси, когда языческое содержание праздника было намного сильнее, а пьянство, игрища и кулачные бои серьёзно подрывали народную нравственность, Православная Церковь решительно выступала против диких масленичных увеселений. Митрополиты и епископы рассылали по волостям запретительные и увещевательные грамоты, а монахи и сельские попы нередко вступали в драки с пьяницами и скоморохами, причём подвыпивший простой люд частенько становился на сторону последних.

Но, как бы там ни было в старину, Масленица уже давно наполнилась христианским содержанием и прочно заняла свое место в календаре православных праздников и годичном цикле богослужений. Её главное назначение – приготовление к Великому Посту. Вопреки довольно распространённому среди нецерковных людей мнению, Масленица, или Сырная, Мясопустная седмица, вовсе не является праздником чревоугодия, а наоборот, накладывает на верующих некоторые ограничения в пище. Вкушать мясные яства на этой неделе уже нельзя. И всё же основной смысл Масленицы – это внутренняя, духовная подготовка к Посту. Церковь вовсе не запрещает верующим радоваться богоданной жизни, но при этом напоминает им о грядущем Страшном Суде и необходимости покаяния. Православная Масленица заканчивается особым богослужебным чином Прощёного воскресенья, когда в канун начала Великого поста каждый православный человек должен искренне примириться с ближними, покаяться в своих проступках и забыть все нанесённые ему обиды.

Василий Лысенко

 

Ключевые слова: Великий пост
Ваш комментарий успешно отправлен.
После проверки модератором, он станет виден на сайте.
Новый комментарий:
Найти
День в календаре