сретение
15.02.13

Пойдите и увидите

15 февраля по новому (григорианскому) стилю в день «Встретения», как издавна говорили на Руси, зима встречается с летом.

Древнее народное толкование, конечно, неправильно и наивно, но в своей основе эту простую крестьянскую символику великого двунадесятого православного праздника Сретения Господня всё же нужно признать достаточно образной и глубокой.

До Боговоплощения Сына Божия в земном мире, несмотря на то, что в Палестине ещё встречались отдельные истинные праведники, такие как родители Иоанна Крестителя Захария и Елисавета, Богоотцы Иоаким и Анна, их дочь Пресвятая Дева Мария и Ее обручник Иосиф, иудеи и языческие народы жили как будто в суровую, тёмную и холодную зиму безверия и безнадёжности. С Рождеством Иисуса Христа, 25 декабря по старому (юлианскому) стилю, вскоре после дня зимнего солнцестояния и самой длинной в году ночи, в мир словно пришла весна обновления и духовной жизни. Люди, влачившее жалкое существование без знания истинного Бога увидели, что на земле есть не только холод и мрак, но и свет, тепло, надежда на вечность. И приход новой жизни и надежды для всего человечества более двух тысяч лет назад торжественно и громко засвидетельствовали в Иерусалимском храме старец Симеон Богоприимец и пророчица Анна Фануилова.

Впрочем, в тот день их свидетельства, кажется, почти никто не услышал. Мир узнал о нём от святого апостола Луки, рассказавшего о Встрече (Сретении на церковнославянском, богослужебном языке нашей Церкви) во второй главе своего Евангелия.

В то время по правилам Моисеева Закона, уделявшего особое внимание неукоснительному соблюдению обрядности, матерям нужно было приносить очистительные жертвы после рождения сына. На сороковой день после рождения Богомладенца Иисуса Его Матерь Мария и старец Иосиф-Обручник принесли Его в храм. Туда же «по вдохновению», то есть по велению свыше, пришёл Симеон – благочестивый муж весьма преклонных лет, который, согласно церковному преданию, был «толковником», или переводчиком, книг Ветхого Завета. Как повествует евангелист Лука, Симеону когда-то было открыто Духом Святым, что он не умрёт до тех пор, пока не встретит явившегося в мир обетованного Мессию (по-гречески Христа). Увидев принесённого в храм Младенца, старец взял Его у Матери, благословил Бога и произнёс: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников». Здесь же, в храме, как всегда, присутствовала, «постом и молитвою служа Богу день и ночь», 84-летняя вдова – провидица Анна. Она, как и Симеон, прославила Господа и проповедовала о Нем всем присутствовавшим в храме и жителям Иерусалима.

Однако, судя по евангельскому повествованию, можно предположить, что собравшиеся в храме, хотя среди них и были люди, «ожидавшие избавления», то есть явления в мир Мессии, не обратили особого внимания на откровение, исходящее из уст Анны и Симеона. Может быть, они высокомерно пренебрегли жалкими бедняками. Для такого случая по иудейскому закону полагалось пожертвовать хорошего годовалого ягнёнка, и только самым бедным разрешалось заменить его двумя голубиными птенцами (Лев. 12: 8). Именно такую копеечную жертву за Своего Первенца принесла Богоматерь, видимо, жившая тогда в крайней нужде. «Не две ли малые птицы продаются за ассарий (мелкая римская медная монетка)»? – говорил через много лет Иисус Христос. А, возможно, добродетельные и богобоязненные «прихожане» храма были так озабочены доскональным исполнением обрядов, что просто не заметили Бога. Лишь настоящие праведники Мария и Иосиф «дивились сказанному о Нем» и, совершив всё, положенное по закону, возвратились в галилейский городок Назарет, отнюдь не сопровождаемые толпами народа.

 Судьбоносная Встреча, по-видимому, так и не стала широко известной и совершенно забылась к началу проповеди Иисуса. Наверное, благоговейная память об этом событии бережно сохранялась только в семье Спасителя. Через много лет о нём узнал апостол Лука.

Для первых христиан Встреча в Иерусалимском храме, богооткровенное свидетельство Симеона и Анны были чрезвычайно ценны. Церковь стала рассматривать Сретение как встречу Ветхого и Нового Заветов, знак их преемственности, доказательство исполнения древних пророчеств и обетований о Спасителе. Праздник почитался с первых веков христианства. А уже в VI столетии, в правление канонизированного византийского императора Юстиниана Великого, Сретение повсеместно отмечалось как один из главных, двунадесятых праздников православия.

Евангелия – это не только написанное тремя очевидцами (Марк, вероятно, тоже был участником некоторых событий) и апостолом Лукой боговдохновенное историческое свидетельство о Христе, Его Рождестве, Крещении, проповеди, чудесах, крестной смерти и Воскресении. Это ещё и множество правдивых и поучительных житейских историй, рассказов о встречах людей с Богом.

Первыми после Иосифа и Марии увидели Богомладенца обычные пастухи из окрестностей Вифлеема, по велению Ангела пришедшие к лежавшему в вертепе (пещере) в кормушке для овец новорожденному Иисусу. Затем, славя и хваля Бога, пастухи просто возвратились к своим стадам, оставленным ими лишь ненадолго.

Восточные персидские маги (волхвы) Каспар, Балтазар и Мельхиор (в западнохристианской традиции – короли), заметив знамение на небе – необычную Путеводную звезду, – отправились в дальний, долгий и опасный путь, чтобы принести Ему в дар золото, ладан и смирну, а после, следуя полученному во сне откровению, возвратились в свою страну.

 В ту эпоху Иудею захлестнули мессианские слухи, то тут то там появлялись самозваные машиахи, обещавшие народу чудесное избавление от владычества ненавистного Рима. Нередко за ними следовали огромные толпы народа, с восторгом воспринимавшие простые и понятные посулы земных благ в освобождённой стране. А в презираемой и считавшейся полуязыческой Галилее уже жил в полной неизвестности плотник Иисус – истинный Спаситель, призванный дать людям не призрачное земное, а настоящее и вечное Небесное Царство.

Но даже после начала Его служения божественная проповедь и невиданные чудеса убеждали отнюдь не каждого из тех, кому при жизни выпало неслыханное счастье встретить Самого Богочеловека.

Возможно, кому-то не нравились дела Иисуса, не укладывавшиеся в рамки ложных мирских понятий о поведении и миссии обетованного пророками Сына Давидова. Его упрекали за «неблагочестивые», с их точки зрения, поступки: трапезы с грешниками и мытарями (сборщиками римских податей), разрешение ученикам обирать колоски в субботний день, «неправильное» исцеление больных по субботам, позволение «отдавать кесарево кесарю», то есть платить налоги в императорскую казну. Некоторых откровенно пугали совершенно необычные для ветхозаветного религиозного сознания речи вроде бы простого назаретского плотника. Однажды после особенно труднопостижимой проповеди Спасителя, прямо сказавшего, что Он сошёл с небес по велению Отца, и тот, кто ест Его плоть и пьёт Его кровь, никогда не умрёт, Учителя покинули многие ученики не из числа двенадцати апостолов, ропща: какие странные слова, кто может это слушать? В другой раз Его едва не побили камнями за слова о том, что Он был – точнее, даже есть – прежде праотца Авраама, то есть предвечен и бессмертен. Некоторые сведущие в Писании законники отвергали Его из-за галилейского, как они полагали, происхождения – «из Галилеи не приходит пророк». Можно предположить, что были и люди, недовольные тем, что Человека, Которого уже очень многие признавали долгожданным Мессией (однажды Его даже хотели схватить и почти насильно сделать царём), совершенно не волнуют животрепещущие политические вопросы государственной независимости. Такой вывод можно сделать из того, что при торжественном въезде Христа в Иерусалим на молодом осле (подобно древним восточным царям) Его радостно встречал собравшийся в огромном числе народ, провозглашая осанну Сыну Давидову – именно так иудеи той эпохи должны были называть исключительно Мессию. Они, вероятно, надеялись, что с Его приходом и воцарением ненавистная чужеземная власть наконец-то падёт, и Палестина превратится в земной и вполне материальный рай. Но слова «Царство Мое не от мира сего», наверное, отвратили многих. Суетные надежды не оправдались, и буквально через считанные дни после входа в Иерусалим та же толпа неистово и злобно вопила («излиха вопияху») римскому прокуратору Иудеи Пилату: «Распни Его!»

Знавшие Его с детских лет земляки не желали признать в Нем Мессию – не бывает пророка в своём отечестве. Даже некоторые близкие родственники не веровали в Него и порой соглашались с мнением, что «Он вышел из Себя». А повстречавшиеся на Его пути одержимые, обитавшие, подобно живым мертвецам, в гробницах, голосами вселившихся в них бесов с ненавистью требовали от Бога оставить их в покое и не приближаться к ним. Практически о том же самом – удалиться от них – просили Господа и вполне нормальные жители Гергесинской, или Гадаринской, области.

Иисус встречался с искушавшими Его фарисеями и книжниками; старейшинами народа, членами синедриона, религиозными вождями Иудеи первосвященниками Анной и Каиафой, их прислужниками, наверное, считавшими себя истинно верующими людьми, но пришедшими с мечами и кольями, чтобы схватить Его; толпами насмешников; не знавшими Бога римскими воинами и умывшим руки государственным деятелем Понтием Пилатом. Некоторые из иудейских начальников даже уверовали во Христа, «но ради фарисеев не исповедовали, ибо возлюбили больше славу человеческую».

Но Евангелия повествуют и о людях, для которых встреча с Богом не осталась бесплодной. Апостол Андрей Первозванный, по преданию когда-то проповедовавший в Феодосии и благословивший Русскую землю на Киевских холмах, и ещё один ученик Крестителя – Иоанн, услышав на Иордане в Вифаваре богодухновенное свидетельство Предтечи, сами пошли за Иисусом. «Учитель, где живёшь? – спросили они, наверное, желая услышать душеполезное назидание в Моисеевом Законе. – Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живёт», – сначала Его земное пристанище, а потом, в своё время, и небесные чертоги. Андрей и Иоанн пробыли у Него (вероятно, где-то в комнате на постоялом дворе) целый день. Трое молодых мужчин несколько часов о чём-то беседовали друг с другом. Разговор был такой, что в тот же вечер Андрей бросился разыскивать своего старшего брата Симона (Петра) и ошеломил его совершенно невероятным и невозможным известием: Мы нашли Мессию! Апостол Нафанаил, выслушав рассказ апостола Филиппа, не захотел признавать Христа из-за иудейской неприязни к галилейскому городу Назарету, но, встретив Спасителя, сказал Ему: «Ты – Сын Божий». При встрече с Господом, услышав Его призыв, за Ним без колебаний пошли рыбаки Пётр и Иаков Зеведеев, оставив свои лодки и сети с уловом. По первому зову проходившего мимо Иисуса за Ним последовал мытарь Матфей, без сожаления бросивший выгодную службу, чтобы стать учеником Господа, а впоследствии апостолом и первым евангелистом. Сменившая пять мужей и сожительствующая с шестым иноверка-самаритянка при встрече у колодца попросила у Иисуса живой воды, текущей в жизнь вечную, уверовала в Него и проповедовала жителям своего города. Просивший подаяние у выхода из древнего Иерихона слепец Вартимей, услышав идущего Христа, стал громко кричать и звать Его, умоляя о помиловании и прозрении, «хотя многие заставляли его молчать». Всего через несколько мгновений обретший телесное и духовное зрение Вартимей шёл за Ним по дороге в Иерусалим – не только столичный палестинский город, но и символизирующий Царствие Божие Небесный град.

До воплощения Сына Божия Бог каким-то чудесным непостижимым образом общался с Адамом, Ноем, Авраамом, Иовом, Моисеем и некоторыми другими людьми. Известно, например, что сидящему у своего шатра Аврааму Он явился в виде трёх ангелов в человеческом облике, к Моисею обращался из среды огня горящего в пустыне тернового куста, пророк Илия ощутил Его присутствие в тихом ветре на Синайской скале. А две тысячи лет назад Бог, ставший Человеком, ходил по пыльным палестинским дорогам и разговаривал с больными проказой, блудными женщинами, сумасшедшими, разбойниками и идолопоклонниками, прощая им грехи и исцеляя их телесные недуги. Каждый встречный мог подойти к Нему, задать любой вопрос и получить ответ.

Однажды никогда не видевший Иисуса малорослый начальник мытарей Закхей не постеснялся, как мальчишка, залезть на дерево, чтобы получше рассмотреть Его. Проходивший мимо Бог, наверное, улыбнулся и сказал: «Закхей, слезай. Сегодня Я хочу у тебя пообедать».

Таких историй в Евангелиях – множество. Но евангельские времена давно миновали, и на Земле уже нельзя встретить Бога во плоти. И, тем не менее, зов Бога и веры много раз звучит в душе каждого человека. Тот, кто слышит и отзывается, – встречается с Христом. Евангельские ситуации во многом повторяются. Кто-то не хочет верить чужим свидетельствам – изложенным в Евангелиях рассказам апостолов. Кому-то не нравится земное национальное происхождение Иисуса Христа. Многие, в отличие от Петра, Иоанна, Иакова, и Матфея слишком озабочены своей работой, имущественными и житейскими проблемами. Некоторые ждут от веры только земного воздаяния. В храм можно зайти, чтобы, не замечая присутствия Бога, поставить дешёвую обрядовую свечку за успех в делах, а если намеченная сделка почему-то сорвалась, то и не оправдавшая ожиданий «вера» кажется нерентабельной и ненужной. (По рассказу апостола Луки, некий человек сказал Христу: «Учитель! Скажи брату моему, чтобы он разделил со мной наследство». Получив отказ, случайный почитатель Иисуса, наверное, сразу же потерял интерес к беседе). Знать, где живёт Бог, не всем интересно, особенно если на земле, в мире сем, есть собственное комфортабельное жилище в виде роскошного особняка или апартаменты-люкс в пятизвёздочном отеле – тут уж не до Небесного Иерусалима. Иных, бодро и бездумно марширующих в ногу со временем людей, категорически не устраивает несоответствие некоторых учительных евангельских истин авангардной этике ультралиберального XXI века. Тогда вера объявляется «неправильной», «устаревшей» и, в лучшем случае, нуждающейся в прогрессивных реформах и радикальной коррекции. Для некоторых встреча с Богом обременительна, как для гадаринских жителей, а для других просто ненавистна и непереносима, как для одержимых бесами (но всё-таки исцелённых!) евангельских живых обитателей гробов.

Последними людьми, встреченными Господом на Его земном пути, были распятые вместе с Ним на крестах разбойники. Два, наверное, очень похожих человека в совершенно одинаковой ситуации вели себя абсолютно по-разному. Одному из них, уверовавшему, был обетован рай. Второй избрал иную судьбу в вечности. Встретить Бога, услышать Его призыв в своей душе можно и в праздник Сретения, и в любой другой день. У каждого есть выбор: идти за Ним или расстаться до следующего раза, которого вполне может и не быть.

 

Встреча с Богом – главнейшее событие в жизни не только каждого человека, но и в истории целых народов. Для Руси судьбоносное «Встретение» произошло тысячелетие назад у Киевских холмов на Днепре, как и предсказывал Первозванный апостол Андрей. Говоря евангельскими словами, «тотчас, увидев Его, весь народ изумился и, подбегая, приветствовал Его». И здесь уместно, наверное, возвратиться к народной символике Сретения. В старину этот праздник в зависимости от местности назывался по-разному: Стречань, например, или даже Громница. Почему Громница? Очевидно, что именно в эти дни древние славяне-язычники воздавали зимние почести громовержцу Перуну. Громница была как бы зеркальным календарным отражением отмечавшегося в августе с большим размахом главного Перунова дня. Но русский народ встретился с Богом, и согласно летописи, в день этой Встречи – Крещения в Днепре – грозный и жестокий идол навсегда уплыл по течению Славутича.

Василий Лысенко

Ключевые слова: Сретение Господне
Ваш комментарий успешно отправлен.
После проверки модератором, он станет виден на сайте.
Новый комментарий:
Найти
День в календаре